АНАЛИТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ
МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
Материалы круглого стола «Непрерывное образование для устойчивого развития»Резолюция по результатам работы Круглого стола
«Непрерывное образование для устойчивого развития» (“Lifelong education for sustainable development”)
Стратегия развития образования в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг. должна способствовать устойчивому и сбалансированному развитию инновационной модели экономики и социальной сферы страны. Стратегическим трендом развития образовательных учреждений в этих условиях становится формирование гибкой и дифференцированной системы подготовки кадров, отвечающей требованиям рынка труда и экономики устойчивого развития.
Развитие системы непрерывного образования для устойчивого развития непосредственно связано с реализацией основных документов, принятых мировым сообществом на Всемирном саммите ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Именно тогда руководители стран и правительств мира согласились с тем, что «образование – это решающий фактор перемен», перемен к лучшему, перемен к устойчивому и благополучному будущему.
Проблема непрерывного образования особенно актуальна для России, с ее огромными территориями и сосредоточением научных центров в крупных городах и его значимость будет неуклонно возрастать по мере развития экономики и миграции населения.
По результатам работы Круглого стола «Непрерывное образование для устойчивого развития» (Lifelong education for sustainable development), предлагается ряд рекомендаций по развитию системы непрерывного образования для устойчивого развития:
– содействовать реализации стратегии развития непрерывного образования в рамках концепции устойчивого развития, созданию единого образовательного пространства и сближению систем образования в ЕС и РФ;
– расширять международные, региональные и национальные объединения и сети с привлечением широкого круга участников, включая университеты и гражданское общество в поддержку программ непрерывного образования для устойчивого развития;
– укреплять сотрудничество в области формального, неформального, информального образования и обеспечить согласованность образовательных программ непрерывного образования в общероссийском, общеевропейском и глобальном масштабах при одновременном понимании и учете роли национальных культур и традиций;
– содействовать повышению мобильности студентов, преподавателей в рамках сетевого взаимодействия при осуществлении непрерывного образования с университетами Европейского сообщества;
– активизировать научные исследования в области развития непрерывного образования, развивать организационные формы и расширять спектр взаимодействий научно-образовательных структур, реализующих соответствующие образовательные программы;
– формировать систему грантовой поддержки программ непрерывного профессионального образования, направленную на качественное освоение и распространение европейского и российского опыта;
– обеспечить равный доступ к качественному непрерывному образованию для всех категорий населения вне зависимости от места их проживания, уровня доходов, половых, религиозных и других различий, посредством создания целостной системы взаимодействия между субъектами образования всех уровней и видов, совершенствования и взаимного согласования программ дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования;
– содействовать социализации граждан и улучшению качества жизни через повышение образовательного и общекультурного уровня взрослого населения, в том числе лиц с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья;
– включить в учебные планы основных и дополнительных образовательных программ по всем направлениям подготовки дисциплины, формирующие у обучающихся компетенции в области устойчивого развития, и способствовать развитию вариативности дополнительных образовательных программ;
– содействовать развитию информационной поддержки распространения образовательных программ и использовать современные технологии связи и средства массовой информации в целях реализации концепции непрерывного образования для устойчивого развития;
– способствовать укреплению и развитию корпоративной культуры, поддержанию высокого престижа и деловой репутации профессиональных и научно-педагогических сообществ на основе соблюдения фундаментальных этических принципов и выполнения Кодексов профессиональной этики
Таким образом, активное развитие непрерывного образования, обусловленное глобальными тенденциями современного рынка, объективной необходимостью в постоянном получении новых знаний, а также совершенствованием информационных технологий, позволит создать сбалансированную и устойчиво-развивающуюся модель непрерывного образования в целях устойчивого развития.