LED 30 YEARS

АНАЛИТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
Материалы круглого стола «Непрерывное образование для устойчивого развития»
Резолюция по результатам работы Круглого стола
«Непрерывное образование для устойчивого развития» (“Lifelong education for sustainable development”)


Стратегия развития образования в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг. должна способствовать устойчивому и сбалансированному развитию инновационной модели экономики и социальной сферы страны. Стратегическим трендом развития образовательных учреждений в этих условиях становится формирование гибкой и дифференцированной системы подготовки кадров, отвечающей требованиям рынка труда и экономики устойчивого развития.


Развитие системы непрерывного образования для устойчивого развития непосредственно связано с реализацией основных документов, принятых мировым сообществом на Всемирном саммите ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Именно тогда руководители стран и правительств мира согласились с тем, что «образование – это решающий фактор перемен», перемен к лучшему, перемен к устойчивому и благополучному будущему.


Проблема непрерывного образования особенно актуальна для России, с ее огромными территориями и сосредоточением научных центров в крупных городах и его значимость будет неуклонно возрастать по мере развития экономики и миграции населения.


По результатам работы Круглого стола «Непрерывное образование для устойчивого развития» (Lifelong education for sustainable development), предлагается ряд рекомендаций по развитию системы непрерывного образования для устойчивого развития:


– содействовать реализации стратегии развития непрерывного образования в рамках концепции устойчивого развития, созданию единого образовательного пространства и сближению систем образования в ЕС и РФ;


– расширять международные, региональные и национальные объединения и сети с привлечением широкого круга участников, включая университеты и гражданское общество в поддержку программ непрерывного образования для устойчивого развития;


– укреплять сотрудничество в области формального, неформального, информального образования и обеспечить согласованность образовательных программ непрерывного образования в общероссийском, общеевропейском и глобальном масштабах при одновременном понимании и учете роли национальных культур и традиций;


– содействовать повышению мобильности студентов, преподавателей в рамках сетевого взаимодействия при осуществлении непрерывного образования с университетами Европейского сообщества;


– активизировать научные исследования в области развития непрерывного образования, развивать организационные формы и расширять спектр взаимодействий научно-образовательных структур, реализующих соответствующие образовательные программы;


– формировать систему грантовой поддержки программ непрерывного профессионального образования, направленную на качественное освоение и распространение европейского и российского опыта;


– обеспечить равный доступ к качественному непрерывному образованию для всех категорий населения вне зависимости от места их проживания, уровня доходов, половых, религиозных и других различий, посредством создания целостной системы взаимодействия между субъектами образования всех уровней и видов, совершенствования и взаимного согласования программ дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования;


– содействовать социализации граждан и улучшению качества жизни через повышение образовательного и общекультурного уровня взрослого населения, в том числе лиц с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья;


– включить в учебные планы основных и дополнительных образовательных программ по всем направлениям подготовки дисциплины, формирующие у обучающихся компетенции в области устойчивого развития, и способствовать развитию вариативности дополнительных образовательных программ;


– содействовать развитию информационной поддержки распространения образовательных программ и использовать современные технологии связи и средства массовой информации в целях реализации концепции непрерывного образования для устойчивого развития;


– способствовать укреплению и развитию корпоративной культуры, поддержанию высокого престижа и деловой репутации профессиональных и научно-педагогических сообществ на основе соблюдения фундаментальных этических принципов и выполнения Кодексов профессиональной этики


Таким образом, активное развитие непрерывного образования, обусловленное глобальными тенденциями современного рынка, объективной необходимостью в постоянном получении новых знаний, а также совершенствованием информационных технологий, позволит создать сбалансированную и устойчиво-развивающуюся модель непрерывного образования в целях устойчивого развития.